Скачать: Правила Педагогической этики

 

О некоторых вопросах педагогической этики

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 190. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 мая 2020 года № 20619.

       В соответствии с подпунктом 34-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», пунктом 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года «О статусе педагога» ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемые:

       1) Правила педагогической этики согласно приложению 1 к настоящему приказу;

       2) Типовые правила организации работы совета по педагогической этике согласно приложению 2 к настоящему приказу.

  1. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 января 2016 года № 9 «Об утверждении Правил педагогической этики» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13038, опубликован 1 января 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде).
  2. Юридическому департаменту Министерства образования и науки Республики Казахстан (Байжанов Н.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования.

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Каринову Ш.Т.
  2. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

Министр образования и науки
Республики Казахстан                                                                      А. Аймагамбетов

 

Приложение 1 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 11 мая 2020 года  № 190

Правила педагогической этики

 Глава 1. Общие положения

  1. Настоящие Правила педагогической этики (далее — педагогическая этика) разработаны в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года «О статусе педагога», а также основаны на общепризнанных нравственных принципах, а также нормах Республики Казахстан.
  2. Педагогическая этика представляет собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагоги организаций образования.
  3. Знание и соблюдение педагогами положений педагогической этики является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.
  4. Текст педагогической этики размещается в доступном для участников образовательного процесса месте.
  5. Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.

 Глава 2. Основные принципы педагогической этики

  1. Основными принципами педагогической этики являются:

      1) добросовестность:

      добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнений, обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;

      2) честность:

      честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;

      3) уважение чести и достоинства личности:

      Педагог уважает честь и достоинство обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он искренне желает развития ребенка, проявляет готовность всегда прийти ему на помощь, обеспечивает деликатность в оценке успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника с целью способствования развитию его личностного роста.

      Не допускается применение методов физического, морального и психологического насилия по отношению к участникам образовательного процесса;

      4) патриотизм:

      Педагог преданно и с любовью относится к своей Родине — Республике Казахстан, истории, традициям и языку. Сохраняет культурные и исторические традиции Республики Казахстан, передает это отношение обучающимся и воспитанникам.

      5) уважение общечеловеческих ценностей и толерантность:

      Признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.

      Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;

      Толерантность педагога предполагает терпимость к обучающимся и воспитанникам, их родителям (законным представителям), терпимость к их социальному, должностному и имущественному положению, полу, расе, национальности, языку, отношению к религии, культуре, убеждениям, месту рождения и жительства, а также умение понимать и учитывать в работе несовершенства обучающихся и воспитанников.

      Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в школьном коллективе;

      6) профессиональная солидарность:

      Педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства.

      Не допускается в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости;

      7) непрерывность профессионального развития:

      Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.

 Глава 3. Основные нормы педагогической этики

  1. Педагоги в служебное и неслужебное время:

      1) соблюдают основные принципы педагогической этики;

      2) способствуют воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;

      3) прививают обучающимся уважительное отношение к Родине — Республики Казахстан, вселяют дух патриотизма.

      4) не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагога Республики Казахстан;

      5) добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности;

      6) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием;

      7) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину;

      8) бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях;

      9) принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости;

      10) не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;

      11) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;

       12) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей;

      13) избегают использование своего статуса педагога в корыстных и иных личных целях;

      14) в своей деятельности неукоснительно соблюдают принципы академической честности, в том числе обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической среде, проявлять уважение педагогом к своим обучающимся и воспитанникам как наставник, способствующий формированию академической культуры, поощрять и стимулировать участников образовательного процесса к продвижению и защите высоких стандартов академической честности, определение педагогом четкой политики дисциплины, ожидаемых требований от обучающихся, обеспечение ответственности обучающихся и принятие действующих мер за нарушение ими принципов и стандартов академической честности, создание академической среды, которая оказывает образовательную, социальную и психологическую поддержку обучающимся и не позволяет проявлять академическую нечестность;

      15) публикуют материалы в СМИ, в том числе интернет-изданиях, выступают публично только от собственного имени как частного лица, при этом обеспечивают ведение дискуссии в корректной форме, воздерживаются от неконструктивной критики и неэтичных высказываний, не разглашают служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию, не подрывают высокого звания педагога в обществе;

      16) публичные выступления, публикации СМИ от имени организации образования согласовывают с руководителем данной организации;

      17) в социальных сетях не распространяют непроверенную и (или) недостоверную, и (или) неэтичную информацию, способствуют укреплению в обществе высокого звания педагога;

      18) способствуют реализации государственной политики в области образования и науки;

      19) обеспечивают конфиденциальность успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника, его социального положения, места работы родителей (законных представителей), и данные сведения разглашаются только с письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника, либо с письменного согласия совершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника.

  1. В отношениях с участниками образовательного процесса педагоги:

      1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;

      2) обращаются к участникам образовательного процесса по имени, в уважительной форме, а также с соблюдением общепринятых морально-этических норм, не допускают фактов произвольного искажения в написании и произношении имен участников образовательного процесса;

      3) не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участникам образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;

      4) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, используют конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;

      5) оказывают профессиональную поддержку участникам образовательного процесса;

       6) не подвергают дискриминации лиц, обратившихся с жалобой на нарушение педагогической этики;

  1. В отношениях с коллегами педагоги:

      1) соблюдают общепринятые морально-этические нормы, вежливы и корректны;

      2) не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога.

       3) воздерживаются от голословных и бездоказательных жалоб и обращений, не принимают ответных мер против лица, который обратился с жалобой на нарушение педагогической этики.

  1. За нарушение педагогической этики педагоги в соответствии с законодательством Республики Казахстан привлекаются к ответственности.
  2. Мониторинг соблюдения педагогической этики осуществляют соответствующие Советы по педагогической этике организации образования в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

 

Приложение 2
к приказу

 Типовые правила организации работы совета по педагогической этике

 Глава 1. Общие положения

  1. Настоящие Правила определяют организацию деятельности совета по педагогической этике.

      Совет по педагогической этике (далее – Совет) является коллегиальным органом, создаваемый в организациях образования, рассматривающий вопросы, соблюдения педагогами педагогической этики.

      В Совет по педагогической этике организации образования могут обращаться физические и юридические лица по вопросам соблюдения педагогами педагогической этики.

  1. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами Республики Казахстан «Об образовании», «О статусе педагога», настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами и руководствуется принципами объективности и справедливости, этичности.

 Глава 2. Основные задачи и полномочия Совета

  1. Основными задачами Совета являются:

      1) мониторинг, профилактика и предупреждение нарушений педагогической этики;

      2) способствование улучшению нравственно-психологического климата коллектива организации образования, урегулированию конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями педагогической этики;

      3) всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств, необходимых и достаточных для правильного рассмотрения вопроса об ответственности педагогов;

      4) рассмотрение причин и условий, способствующих нарушению педагогической этики, и выработка на их основе рекомендаций руководителю организации образования.

  1. Совет в пределах своей компетенции:

       1) заслушивает на своих заседаниях педагогов и лиц причастных к рассматриваемым вопросам;

       2) запрашивает документы, материалы и информацию организации образования, необходимые для выполнения стоящих перед ним задач;

       3) истребует объяснения и (или) пояснения у педагогов и лиц причастных к рассматриваемым вопросам;

      4) вносит предложения руководителю организации образования о проведении проверки фактов нарушения педагогической этики;

       5) вносит руководителю организации образования рекомендации по укреплению дисциплины труда, профилактике нарушений педагогической этики;

       6) вносит на рассмотрение руководителю организации образования, рекомендации об ответственности за нарушения педагогической этики;

       7) обращается к компетентным государственным органам или соответствующим должностным лицам с предложениями о рассмотрении ответственности должностных лиц организации образования, не рассмотревших надлежащим образом рекомендации Совета.

      8) проводит работу по примирению сторон.

 Глава 3. Организация деятельности Совета

  1. Срок полномочий Совета составляет три года.
  2. Совет состоит из председателя, секретаря и других членов Совета. Число членов Совета должно быть нечетным и составлять не менее 7 человек (без учета секретаря Совета).
  3. В Совет входят следующие лица:

      1) представители управлений (отделов) образования, представители профсоюзов и (или) неправительственных организаций и (или) общественных объединений, осуществляющих деятельность в отрасли образования;

      2) не менее двух педагогов;

      3) педагоги, вышедшие на заслуженный отдых.

      Руководитель организации образования, работники управленческого, административного, вспомогательного персонала организации образования, родители обучающихся и воспитанников данной организации образования не могут быть включены в состав Совета в качестве его членов. При этом в качестве секретаря Совета допускаются работники управленческого, административного, вспомогательного персонала организации образования.

  1. В состав Совета не входят лица:

      1) признанные судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

      2) лишенные судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;

      3) уволенные за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу;

      4) ранее судимые или освобожденные от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

      5) уволенные по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов и судов, воинской службы, за исключением случаев увольнения лица на основании отсутствия на работе (службе) без уважительной причины в течение трех и более часов подряд.

  1. Совет избирается на педагогическом совете организации образования.
  2. Руководитель организации образования:

      1) обеспечивает соблюдение требований законодательства при формировании Совета;

       2) обеспечивает проведение процедур, необходимых для своевременного избрания Совета;

      3) создает условия и оказывает содействие в работе Совета.

  1. Состав Совета утверждается приказом руководителя организации образования.
  2. Председатель и секретарь Совета избираются большинством голосов из состава Совета на первом заседании.
  3. Секретарь Совета не принимает участие в голосовании Совета и обсуждении вопросов, выносимых на заседание Совета.

       Секретарь Совета является лицом, обеспечивающим ведение делопроизводства Совета: извещение членов и приглашенных лиц, о дате и месте проведения заседания Совета, составление проекта плана работы Совета, ведение протокола и ее хранение, прием заявлений и предложений, а также регистрацию писем, поступающих на имя Совета.

       Секретарь Совета обеспечивает мониторинг исполнения решений Совета и доводит об их результатах исполнения членам Совета.

  1. Председатель Совета созывает заседания Совета и определяет повестку дня.

      Члены Совета:

       1) вносят предложения по повестке дня заседания;

       2) участвуют в подготовке материалов к заседаниям Совета и проектов его решений;

      3) принимают участие в обсуждении вопросов, рассматриваемых Советом.

      Внеочередное заседание Совета, может быть проведено по решению председателя и (или) по предложению руководителя организации образования, и (или) по инициативе более одной трети от общего числа членов Совета.

  1. При рассмотрении вопроса о соблюдении педагогической этики педагог имеет право на:

      1) получение в письменном виде информации о рассматриваемом вопросе;

      2) ознакомление со всеми материалами по рассматриваемому вопросу;

      3) защиту своих прав и законных интересов всеми не противоречащими закону способами лично или через представителя в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      4) получение решения в письменном виде;

      5) обжалование принятого решения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

  1. Деятельность члена Совета прекращается в случае наступления обстоятельств, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения, а также в случае смерти члена Совета.
  2. По решению Совета, член Совета может быть выведен из его состава в случаях:

      1) непосещения заседаний Совета более трех раз в течение года, за исключением времени нахождения в состоянии временной нетрудоспособности, освобождения от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей, нахождения в отпуске, командировке;

      2) подачи заявления члена Совета о выходе из состава Совета;

      3) в случае разглашения деталей разбирательства в отношении педагога без его письменного согласия;

      4) предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил;

       5) нарушения требований пункта 19 настоящих Правил.

  1. Заседания Совета:

      1) считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Совета;

      2) проводятся согласно Плану работы, но не реже одного раза в квартал, а также по мере поступления обращений и жалоб.

      3) о дате и повестке дня Совета уведомляются работники, а также заинтересованные лица секретарем Совета не позднее 7 календарных дней до его проведения.

      Члены Совета участвуют на его заседаниях без права замены.

  1. Член Совета не может участвовать в обсуждении и голосовании по делу, если он либо совместно проживающие с ним близкие родственники связаны с лицом, в отношении которого рассматривается дело, родственными отношениями либо находятся в служебной или иной зависимости от указанного лица. Член Совета извещает членов Совета о данных обстоятельствах до обсуждения и голосования Совета по соответствующему делу.
  2. Совет принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Члены Совета не могут воздерживаться при голосовании.
  3. В отсутствие председателя Совета по его поручению исполняет обязанности председателя один из членов Совета.
  4. Заседание Совета оформляется в виде протокола, который подписывается председателем и секретарем Совета. Протокол заседания Совета — официальный письменный документ, отражающий ход заседания Совета и принятые на нем рекомендации. Протокол должен храниться в организации образования и должен быть включен в номенклатуру дел организации образования.
  5. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц, рассматривается Советом в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления.

      Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц, рассматривается Советом и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления.

      Об итогах его рассмотрения должно быть незамедлительно сообщено заявителю на самом заседании либо по итогам его рассмотрения секретарем Совета.

  1. Рассмотрение дела в отношении педагога приостанавливается на период:

       1) временной нетрудоспособности;

       2) нахождения в отпуске или командировке;

       3) освобождения от исполнения своих должностных обязанностей на время выполнения им государственных или общественных обязанностей;

       4) нахождения на подготовке, переподготовке, курсах повышения квалификации и стажировке.

  1. Секретарем принимаются меры по извещению лиц, привлекаемых к ответственности, о месте и времени проведения заседания Совета не позднее, чем за 7 календарных дней.

      Рассмотрение дела на заседании Совета может происходить без участия лиц, привлекаемых к ответственности, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте заседания Совета не менее чем за три дня до проведения заседания.

  1. Надлежащим извещением в настоящих Правилах признается извещение лица письмом, заказным письмом или телеграммой, которые вручаются ему лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова.
  2. При рассмотрении вопроса ответственности педагога на заседании Совет разрешает следующие вопросы:

       1) имело ли место конкретное действие (бездействие), являющееся основанием для рассмотрения ответственности педагога;

       2) является ли это действие (бездействие) нарушением этики;

       3) совершено ли это нарушение этики педагогом;

       4) усматривается ли вина педагога в совершении нарушения.

  1. По итогам рассмотрения дела Совет рекомендует руководителю организации образования налагать и (или) не налагать соответствующее взыскание на педагога.
  2. Решение Совета носит рекомендательный характер.
  3. Руководитель организации образования при рассмотрении рекомендации Совета принимает решение в соответствии с требованиями трудового и иного законодательства.
  4. Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.

      Секретарь Совета письменно сообщает заявителю результаты рассмотрения его обращения в установленные законодательством сроки.

      При этом, заявителя информируют о необходимости соблюдения требований пункта 4 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» и пункта 31 настоящих Правил.

 

© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан


О статусе педагога

Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК.

      Примечание ИЗПИ!     
      Порядок введения в действие настоящего Закона см. ст. 21 
      Вниманию пользователей! 
      Для удобства пользования ИЗПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ  

      Настоящий Закон определяет статус педагога, устанавливает права, социальные гарантии и ограничения, обязанности и ответственность педагога.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности;

      2) педагогическая этика – нормы поведения педагогов, установленные законодательством Республики Казахстан о статусе педагога;

      3) совет по педагогической этике – коллегиальный орган, создаваемый в организации образования, рассматривающий вопросы соблюдения педагогами педагогической этики;

      4) наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о статусе педагога

  1. Законодательство Республики Казахстан о статусе педагога основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
  2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

       Действие настоящего Закона распространяется на педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в дошкольных организациях образования, организациях среднего (начального, основного среднего, общего среднего), технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных организациях образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей, а также в методических кабинетах.

      На педагогов военных учебных заведений действие настоящего Закона распространяется с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих».

Статья 4. Статус педагога

  1. В Республике Казахстан признается особый статус педагога, обеспечивающий условия для осуществления им профессиональной деятельности.
  2. Лицо обладает статусом педагога в период осуществления профессиональной деятельности в области образования и нахождения в трудовых отношениях с соответствующей организацией в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
  3. Перечень должностей педагогов утверждается уполномоченным органом в области образования.

Статья 5. Педагогическая этика

  1. Педагогическая этика основывается на принципах законности, добросовестности, ответственности, уважения чести и достоинства личности.
  2. Нарушение педагогической этики является дисциплинарным проступком и влечет дисциплинарную ответственность педагога в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
  3. Педагогическая этика утверждается уполномоченным органом в области образования.

Статья 6. Обеспечение профессиональной деятельности педагога

  1. Работодатель обеспечивает педагогу условия для осуществления им профессиональной деятельности в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
  2. При осуществлении педагогом профессиональной деятельности не допускаются:

      1) привлечение его к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

      2) истребование у него отчетности либо информации, не предусмотренной законодательством Республики Казахстан в области образования;

      3) проведение проверок, не предусмотренных законами Республики Казахстан;

      4) возложение на него обязанности по приобретению товаров и услуг.

  1. Привлечение педагогов государственных организаций среднего образования при осуществлении ими профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций не допускается.

Статья 7. Права педагога при осуществлении профессиональной деятельности

  1. Педагог при осуществлении профессиональной деятельности имеет право на:

      1) свободный выбор способов и форм организации профессиональной деятельности при условии соблюдения требований государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;

      2) защиту от незаконного вмешательства и воспрепятствования со стороны должностных и других лиц;

      3) уважительное отношение к профессии и надлежащее поведение со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей;

      4) организационное и материально-техническое обеспечение и создание необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности;

      5) осуществление научной, исследовательской, творческой, экспериментальной деятельности, внедрение новых методик и технологий в педагогическую практику;

      6) творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания, развитие и распространение новых, более совершенных методов обучения и воспитания при условии соблюдения требований государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;

      7) выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой;

      8) участие в разработке образовательных программ, учебных планов, методических материалов и иных компонентов образовательной деятельности, а также учебников, учебно-методических комплексов и учебных пособий;

      9) избрание и занятие выборной должности по месту работы;

      10) участие в обсуждении вопросов, направленных на совершенствование качества образования, в том числе относящихся к деятельности организации образования;

      11) участие в работе коллегиальных органов управления организацией образования;

      12) повышение квалификации не реже одного раза в пять лет;

      13) непрерывное профессиональное развитие и выбор форм повышения квалификации;

       14) досрочное присвоение квалификационной категории;

      15) индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

       16) поощрение за успехи в профессиональной деятельности;

      17) отсрочку от призыва на воинскую службу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих»;

      18) прохождение стажировки по международной стипендии «Болашак» для поддержания и повышения профессиональных навыков в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Казахстан;

      19) обжалование принимаемых в отношении него актов, действий и решений руководителя организации вышестоящим должностным лицам или в суд;

      20) уважение чести и достоинства со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей;

      21) иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

  1. Осуществление прав педагога, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 8. Право педагога на материальное обеспечение

  1. Система оплаты труда, должностные оклады, доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера педагогу, осуществляющему профессиональную деятельность в государственных организациях, определяются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Оплата труда педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в частных организациях образования, определяется их учредителями или уполномоченным на то лицом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

  1. Правила исчисления заработной платы педагогов государственных организаций утверждаются уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду.
  2. Для исчисления месячной заработной платы педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в государственных организациях образования, устанавливается нормативная учебная нагрузка в неделю:

       Примечание ИЗПИ!

      Подпункт 1) вводится в действие с 01.09.2021 в соответствии с Законом РК от 27.12.2019 № 293-VІ.

      1) 16 часов – для организаций среднего образования;

       2) 18 часов:

       Примечание ИЗПИ!

      Данная редакция абзаца второго подпункта 2) приостановлена до 01.09.2021 Законом РК от 27.12.2019 № 293-VI (действующую редакцию см. ст. 20 настоящего Закона).

      для организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;

       для организаций дополнительного образования обучающихся и воспитанников;

       для специализированных и специальных организаций образования;

       3) 24 часа:

       для дошкольных организаций, предшкольных групп дошкольного воспитания и обучения, предшкольных классов организаций образования;

       для детских юношеских спортивных организаций образования;

      4) 30 часов – для воспитателей интернатных организаций, лагерей отдыха, общежитий организаций технического и профессионального, послесреднего образования;

      5) 25 часов – для воспитателей специальных организаций образования и организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  1. Педагогу государственных организаций по основному месту работы устанавливается доплата за:

      степень доктора философии (PhD), доктора по профилю – в размере 17-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

      ученую степень кандидата наук – в размере 17-кратного месячного расчетного показателя, доктора наук – в размере 34-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

  1. Педагогу, осуществляющему профессиональную деятельность в государственной организации среднего образования, по основному месту работы устанавливается доплата за степень магистра по научно-педагогическому направлению в размере 10-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
  2. Местные исполнительные органы вправе устанавливать дополнительные стимулирующие выплаты педагогам в виде вознаграждения в размере не менее 300-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Статья 9. Право педагога на поощрение

  1. За добросовестный труд и образцовое исполнение своих профессиональных обязанностей к педагогу применяются поощрения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, а также правилами внутреннего распорядка организации.
  2. За выдающиеся достижения и особые заслуги педагога перед Республикой Казахстан ему присваиваются государственные награды, в том числе почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных наградах Республики Казахстан».

      Педагог, удостоенный почетного звания «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», получает единовременную выплату в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

  1. Педагогу, подготовившему победителя, призера международных олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований среди обучающихся и воспитанников по перечню, определяемому уполномоченным органом в области образования, за счет экономии по деятельности соответствующей государственной организации образования выплачивается единовременное вознаграждение в размере трех должностных окладов.
  2. Местные исполнительные органы вправе устанавливать дополнительные меры поощрения педагогов посредством учреждения местных знаков отличия и почетных званий с выплатой единовременного вознаграждения или без таковой и иных форм стимулирования, в том числе к праздничным датам, установленным в Республике Казахстан.

      Описание, порядок присвоения местных знаков отличия и почетных званий, в том числе размеры выплат единовременного вознаграждения, определяются местным исполнительным органом.

  1. Ежегодно за счет средств республиканского бюджета обладателю звания «Лучший педагог» выплачивается вознаграждение в размере и порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан.

Статья 10. Педагогическая переподготовка

  1. Лица с профессиональным образованием, не имеющие педагогического образования, впервые приступающие к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю, проходят педагогическую переподготовку на базе организаций высшего и (или) послевузовского образования.
  2. Порядок педагогической переподготовки определяется уполномоченным органом в области образования.
  3. Нормы настоящей статьи не распространяются на лиц, осуществляющих профессиональную деятельность педагога по образовательным программам дополнительного образования.

Статья 11. Ограничение доступа к занятию профессиональной деятельностью педагога

      К профессиональной деятельности педагога не допускаются лица:

      1) лишенные права осуществлять профессиональную деятельность педагога в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;

      2) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

      3) имеющие медицинские противопоказания, а также с психическими, поведенческими расстройствами (заболеваниями), в том числе связанными с употреблением психоактивных веществ, состоящие на учете в организациях, оказывающих медицинскую помощь в области психического здоровья;

      4) не имеющие документов о техническом и профессиональном, послесреднем, высшем или послевузовском образовании;

      5) на основании иных ограничений, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными Законом РК от 07.07.2020 № 361-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 12. Социальные гарантии

  1. Педагогам гарантируются:

      1) жилище, в том числе служебное и (или) общежитие, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      2) земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

      Педагогам, осуществляющим профессиональную деятельность в сельских населенных пунктах, предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство осуществляется в приоритетном порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;

      3) оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней;

      4) пособие на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада один раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска.

  1. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагога определяются правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченными органами соответствующей отрасли.
  2. Детям педагогов места в дошкольных организациях по месту жительства предоставляются местными исполнительными органами в первоочередном порядке.
  3. Педагог имеет социальные гарантии обеспечения прав в области здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.
  4. Педагогу, осуществляющему профессиональную деятельность в сельском населенном пункте:

      1) по решению местных представительных органов устанавливаются повышенные не менее чем на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в городских условиях;

      2) оказывается социальная поддержка по оплате коммунальных услуг и приобретению топлива за счет бюджетных средств в порядке и размерах, утвержденных местными представительными органами.

  1. Педагогу, прибывшему для осуществления профессиональной деятельности и проживания в сельские населенные пункты, по решению местных представительных органов предоставляются подъемное пособие и социальная поддержка для приобретения или строительства жилья.
  2. Местные исполнительные органы вправе устанавливать компенсационные выплаты педагогу за наем (аренду) жилища и коммунальные услуги, полные или частичные выплаты для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и отдых, а также иные льготы, направленные на социальную поддержку педагога.

Статья 13. Наставничество

  1. За педагогом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в организации среднего образования, на период одного учебного года закрепляется педагог, осуществляющий наставничество.

      За осуществление наставничества педагогу выплачивается доплата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 

  1. Порядок организации наставничества и требования к педагогам, осуществляющим наставничество, определяются уполномоченным органом в области образования.

Статья 14. Присвоение (подтверждение) педагогу квалификационной категории

      Педагогам присваиваются (подтверждаются) квалификационные категории в порядке, определяемом уполномоченным органом в области образования.

Статья 15. Обязанности педагога

  1. Педагог обязан:

      1) обладать соответствующими профессиональными компетенциями в своей деятельности;

      2) соблюдать педагогические принципы обучения и воспитания, обеспечивать качество обучения и воспитания не ниже требований, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования;

      3) непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство, исследовательский, интеллектуальный и творческий уровень, в том числе повышать (подтверждать) уровень квалификационной категории не реже одного раза в пять лет;

      4) соблюдать педагогическую этику;

      5) проходить обязательные периодические медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      6) уважать честь и достоинство обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей;

      7) воспитывать детей в духе уважения к закону, правам, свободам человека и гражданина, родителям, старшим, семейным, историческим и культурным ценностям, государственным символам, высокой нравственности, патриотизма, бережного отношения к окружающей среде;

      8) развивать у обучающихся и воспитанников жизненные навыки, компетенции, самостоятельность, творческие способности и формировать культуру здорового образа жизни;

      9) незамедлительно информировать руководство организации образования о фактах выявления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации;

      10) незамедлительно сообщать правоохранительным органам и руководству организации образования о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в том числе ставших известными ему в связи с профессиональной деятельностью вне организации образования;

      11) консультировать родителей или иных законных представителей по вопросам обучения и воспитания обучающихся и воспитанников.

  1. Педагог не вправе использовать образовательный процесс для политической агитации, принуждения обучающихся и воспитанников к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях наций и народностей Республики Казахстан, а также побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Казахстан и законодательству Республики Казахстан.

Статья 16. Совет по педагогической этике

  1. Деятельность совета по педагогической этике осуществляется в порядке, определяемом организацией образования на основании типовых правил организации работы совета по педагогической этике, утверждаемых уполномоченным органом в области образования.
  2. Решения совета по педагогической этике носят рекомендательный характер.

      Решение о привлечении педагога к дисциплинарной ответственности принимается актом руководителя организации образования с учетом рекомендации совета по педагогической этике.

  1. При рассмотрении вопроса о соблюдении педагогической этики педагог имеет право на:

      1) получение в письменном виде информации о рассматриваемом вопросе;

      2) ознакомление со всеми материалами по рассматриваемому вопросу;

       3) защиту своих прав и законных интересов всеми не противоречащими закону способами лично или через представителя в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      4) получение решения в письменном виде;

      5) обжалование принятого решения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

  1. Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его согласия.

Статья 17. Профессиональная подготовка педагога

  1. Профессиональная подготовка педагога осуществляется в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования.
  2. Образовательные программы профессиональной подготовки педагогов разрабатываются на основе требований профессионального стандарта педагога.

Статья 18. Повышение квалификации педагога

  1. Педагог в целях поддержания и развития ранее приобретенных профессиональных компетенций проходит курсы повышения квалификации, порядок прохождения которых определяется уполномоченным органом в области образования.
  2. В целях повышения квалификации педагога обучение по образовательным программам дополнительного образования осуществляется единовременно или поэтапно посредством освоения отдельных направлений и дисциплин (модулей), а также путем прохождения стажировки по международной стипендии «Болашак».
  3. Для реализации на практике полученных педагогами знаний организации, проводящие курсы повышения квалификации, бесплатно осуществляют посткурсовое сопровождение деятельности педагогов в порядке, определяемом уполномоченным органом в области образования.

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога

      Нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 20. Переходные положения

       Приостановить до 1 сентября 2021 года действие абзаца второго подпункта 2) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции:

       «для организаций среднего образования и организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;».

Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона

       Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпункта 1) пункта 3 статьи 8, который вводится в действие с 1 сентября 2021 года.

      Президент Республики Казахстан

К. ТОКАЕВ

© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан